Презентация "Насекомые"
Кроссворд
Тест
Тема: Насекомые
Контрольно-обобщающий урок в 7 классе
Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
- систематизация знаний;
- проверка уровня усвоения темы путём проведения самостоятельной работы;
- развитие у учащихся интереса к предмету через решение биологических задач;
Воспитательная:
- формирование логического, системного мышления
Развивающая:
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
- Никишова А. И. , Константинова В. М., Латюшина В.В.Поурочные разработки по биологии.
7 – 8 класс, М.: ВАКО, 2004.
- презентация
- тест- программы;
- кроссворд
Оборудование:
компьютеры, мультимедийный проектор, экран, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов», таблицы «Комнатная муха», «Капустная белянка», «Комары», «Медоносная пчела», коллекции насекомых, задания.
Предварительная работа:
Учащиеся готовят сообщения о насекомых; класс делится на 5 групп.
Структура урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний.
4.Устная работа.
5.Решение кроссворда.
6.Работа в группах.
7. Устная работа.
8. Работа с тестом.
9. Проверка теста.
10.Постановка домашнего задания.
11.Подвеление итогов урока.
Ход урока
Основное содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент
|
Приветствие учащихся |
Приветствие учителя |
2. Сообщение темы и цели урока
Презентация
Слайд №1,2 |
После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится контрольно-обобщающий урок по теме: «Насекомые».
Ставится задачи: повторить, обобщить, систематизировать знания по объявленной теме. |
Записывают дату урока, тему урока |
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Презентация
Слайд № 3
Презентация
Слайд № 4
|
Предлагает назвать особенности организации насекомых, способствующие их приспособлению к жизни в самых различных средах и условиях существования., т.е.
ПРИЧИНЫ ПРОЦВЕТАНИЯ КЛАССА НАСЕКОМЫХ
Предлагает выступить одному, двум ученикам из каждой группы
|
ПРИЧИНЫ ПРОЦВЕТАНИЯ КЛАССА НАСЕКОМЫХ
· УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ТРАХЕЙНОЙ СИСТЕМЫ)
· СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА
· СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ
· ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ
· ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ
· ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ
· ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выступление учащихся
Группа № 1
Предостерегающая или предупреждающая окраска
Божья коровка, Клоп-солдатик, Колорадский жук, осы, пчёлы
Группа № 2
Покровительственная окраска и форма тела
Бабочка-крапивница, Щавелевый клоп, Кузнечик, Палочник
Группа № 3
Сочетание покровительственной окраски и соответствующего поведения (поза замирания, покоя)
Богомолы
Группа № 4
Отпугивающее поведение
Жук – бомбардир
Группа № 5
Мимикрия
Муха – журчалка, гусеницы пяденицы
|
Презентация
Слайд № 5 |
Предлагает сделать выводы и записать в тетрадь |
НАСЕКОМЫЕ ОБЛАДАЮТ ОЧЕНЬ СОВЕРШЕННЫМИ ЗАЩИТНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ, ПОЗВОЛЯЮЩИМИ ИМ ОСТАТЬСЯ ЖИВЫМИ И ПРОДОЛЖИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВИДА
|
Презентация
Слайд № 6
|
Предлагает заполнить 3 столбик таблицы (представители отрядов насекомых)
|
Отряды
насекомых |
Всего на
Земле |
Характерные виды |
Жесткокрылые
(Жуки) |
30000 |
Майский жук, навозники,
дровосеки, усачи, короеды,
божьи коровки, щелкуны |
Чешуекрылые
(бабочки) |
13000 |
Махаон, капустница, крапивница,
совки, голубянки, пяденицы,
шелкопряды |
Перепончато-
крылые |
90000 |
Пчёлы, осы, шмели, муравьи,
наездники |
Двукрылые |
85000 |
Мухи, комары, оводы, слепни,
мошки |
Полужестко –
крылые (клопы) |
40000 |
Клопы-солдатики, водомерки,
гладыши |
Прямокрылые |
20000 |
Саранча, кузнечики, сверчки |
|
Презентация
Слайды № 7,8
|
Предлагает решить биологическую задачу про пчёл.
1.Вспомните, как в мультфильме Вини - Пух пытался добыть себе мёд. С какими проблемами он столкнулся?
|
Учащиеся предлагают пути решения данной задачи.
А) Мёд диких пчёл можно добыть в дуплах, где
гнездятся эти насекомые.
Б) Пчёлы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно взять мёд.
В) Управлять деятельностью пчёл в дупле невозможно.
Г) Взять мёд можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая её на гибель
|
Работа с кроссвордом «Медоносная пчела»
|
Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме, решая кроссворд.
Учитель демонстрирует ответы кроссворда |
Ученики выполняют задание.
Проверяют результаты, исправляют ошибки.
|
Презентация
Слайды №9 – 12
|
Предлагает решить биологические задачи
(Обсуждение в группах) |
Работа в группах.
Ответы учащихся.
|
Презентация
Слайды№13– 14
|
Предлагает ответить на вопрос: Какую роль играют насекомые в природе и жизни человека?
Оформить ответ в виде таблицы. |
Роль в природе
и жизни человека |
Представители |
Снижают
численность
вредителей
с/х культур |
Стрекозы (стрелки,
красотки, коромысло)
Жуки (божья коровка,
жужелицы)
Перепончатокрылые
(наездники) |
Опылители
растений |
Бабочки
Перепончатокрылые
(пчёлы, шмели) |
Участвуют в
почвообразовательных
процессах |
Личинки |
Пища для
млекопитающих, птиц,
рептилий, амфибий, рыб |
Двукрылые
(мухи, комары)
Жуки
Бабочки |
Вредители и паразиты
растений |
Прямокрылые
(кузнечики, саранча,
сверчки)
Клопы
(клоп-черепашка)
Бабочки (белянки,
яблоневый цветоед)
Жуки (колорадский
жук, майский жук, короед,
жук-щелкун) |
Переносчики
Возбудителей заболеваний человека и животных |
Самки комара (малярия)
Москит (лихорадка)
Мухи (глистные инвазии)
Личинки большого овода (кожа крупного рогатого скота)
Личинки лошадиного овода (желудок лошадей)
Вши (сыпной тиф)
Блохи (чума) |
|
Работа с тестом-программой |
Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме, выполняя тест.
|
Ученики выполняют задание. |
Работа с тестом Проверь себя |
Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме, выполняя тест |
Ученики выполняют задание. |
4. Проверка самостоятельной работы.
|
Предлагает проверить правильность выполнения теста |
Проверяют правильность выполнения теста |
5.Постановка домашнего задания.
Презентация
Слайд №1 5 |
Творческий проект
«Жизнь насекомых» |
Записывают домашнее задание. |
6.Подведение итогов урока
|
Комментирует оценки за урок |
Выставляют оценки в дневник, подают на подпись учителю. |