Читнаева Людмила Николаевна Учитель биологии

 МОУ СОШ № 17 г.Чебоксары

Насекомые

Презентация "Насекомые"

Кроссворд

Тест

                            Тема: Насекомые

Контрольно-обобщающий урок в 7 классе

 

Цель урока: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.

 

Задачи:

Обучающие:

- систематизация знаний;

- проверка уровня усвоения темы путём проведения самостоятельной работы;

- развитие у учащихся интереса к предмету через решение биологических задач;

 

Воспитательная:

- формирование логического, системного мышления

 

Развивающая:

- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение и обобщение.

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Дидактическое и методическое оснащение урока:

 

- Никишова А. И. , Константинова В. М., Латюшина В.В.Поурочные разработки по биологии.

  7 – 8 класс, М.: ВАКО, 2004.

- презентация

- тест- программы;

- кроссворд

 

Оборудование:

 компьютеры, мультимедийный проектор, экран, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов», таблицы «Комнатная муха», «Капустная белянка», «Комары», «Медоносная пчела», коллекции насекомых, задания.

 

Предварительная работа:

Учащиеся готовят сообщения о насекомых; класс делится на 5 групп.

 

Структура урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний.

4.Устная работа.

5.Решение кроссворда.

6.Работа в группах.

7. Устная работа.

8. Работа с тестом.

9. Проверка теста.

10.Постановка домашнего задания.

11.Подвеление итогов урока.

Ход урока

 

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1. Организационный момент

 

 

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

 

2. Сообщение  темы и цели урока

 

Презентация

Слайд №1,2

После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится контрольно-обобщающий урок по теме: «Насекомые».

Ставится задачи: повторить, обобщить, систематизировать знания по объявленной теме.

Записывают дату урока, тему урока

 

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

 

Презентация

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 


Презентация

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает назвать особенности организации насекомых, способствующие их приспособлению к жизни в самых различных средах и условиях существования., т.е.

ПРИЧИНЫ ПРОЦВЕТАНИЯ КЛАССА НАСЕКОМЫХ

 

Предлагает выступить одному, двум ученикам из каждой  группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЧИНЫ ПРОЦВЕТАНИЯ КЛАССА НАСЕКОМЫХ

 

·          УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ТРАХЕЙНОЙ СИСТЕМЫ)

·          СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА

·          СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

·          ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

·          ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

·          ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

·          ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Выступление учащихся

 

Группа № 1

Предостерегающая или предупреждающая окраска

Божья коровка, Клоп-солдатик, Колорадский жук, осы, пчёлы

 

Группа № 2

Покровительственная окраска и форма тела

 Бабочка-крапивница, Щавелевый клоп, Кузнечик, Палочник

 

Группа № 3

Сочетание покровительственной окраски и соответствующего поведения (поза замирания, покоя)

 Богомолы

 

Группа № 4

Отпугивающее поведение

Жук – бомбардир

 

Группа № 5

Мимикрия

 Муха – журчалка, гусеницы пяденицы

  

 

Презентация

Слайд № 5

 

Предлагает сделать выводы и записать в тетрадь

 

НАСЕКОМЫЕ ОБЛАДАЮТ ОЧЕНЬ СОВЕРШЕННЫМИ ЗАЩИТНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ, ПОЗВОЛЯЮЩИМИ ИМ ОСТАТЬСЯ ЖИВЫМИ И ПРОДОЛЖИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВИДА

 

Презентация

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает заполнить 3 столбик таблицы (представители отрядов насекомых)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отряды

насекомых

Всего на

Земле

Характерные виды

Жесткокрылые

(Жуки)

30000

Майский жук, навозники,

дровосеки, усачи, короеды,

божьи коровки, щелкуны

Чешуекрылые

(бабочки)

13000

Махаон, капустница, крапивница,

совки, голубянки, пяденицы,

шелкопряды

Перепончато-

крылые

90000

Пчёлы, осы, шмели, муравьи,

наездники

Двукрылые

85000

Мухи, комары, оводы, слепни,

мошки

Полужестко –

крылые (клопы)

40000

Клопы-солдатики, водомерки,

гладыши

Прямокрылые

20000

Саранча, кузнечики, сверчки

Презентация

Слайды № 7,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает решить биологическую задачу про пчёл.

 1.Вспомните, как в мультфильме Вини - Пух пытался добыть себе мёд. С какими проблемами он столкнулся?

 

 

 

Учащиеся предлагают пути решения данной задачи.

 

А) Мёд диких пчёл можно добыть в дуплах, где

гнездятся эти насекомые.

Б) Пчёлы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно взять мёд.

В) Управлять деятельностью пчёл в дупле невозможно.

Г) Взять мёд можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая её на гибель

 

Работа с кроссвордом «Медоносная пчела»

 

 

 

Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме, решая кроссворд.

 

Учитель демонстрирует ответы кроссворда

Ученики выполняют задание.

 

 

 

 

Проверяют результаты, исправляют ошибки.

 

 

Презентация

Слайды №9 – 12

 

 

Предлагает решить биологические задачи

(Обсуждение в группах)

 

Работа в группах.

Ответы учащихся.

 

Презентация

Слайды№13– 14

 

Предлагает ответить на вопрос: Какую роль играют насекомые в природе и жизни человека?

Оформить ответ в виде таблицы.

Роль в природе

и жизни человека

Представители

Снижают

численность

вредителей

с/х  культур

Стрекозы (стрелки,

красотки, коромысло)

Жуки (божья коровка,

жужелицы)

Перепончатокрылые

(наездники)

Опылители

растений

Бабочки

Перепончатокрылые

(пчёлы, шмели)

Участвуют в

почвообразовательных

процессах

Личинки

Пища для

млекопитающих, птиц,

рептилий, амфибий, рыб

Двукрылые

(мухи, комары)

Жуки

Бабочки

 

Вредители и паразиты

растений

Прямокрылые

(кузнечики, саранча,

сверчки)

Клопы

(клоп-черепашка)

Бабочки (белянки,

яблоневый цветоед)

Жуки (колорадский

жук, майский жук, короед,

жук-щелкун)

Переносчики

Возбудителей заболеваний человека и животных

Самки комара (малярия)

Москит (лихорадка)

Мухи (глистные инвазии)

Личинки большого овода (кожа крупного рогатого скота)

Личинки лошадиного овода (желудок лошадей)

Вши (сыпной тиф)

Блохи (чума)

 

Работа с тестом-программой

 

Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме, выполняя тест.

 

 

Ученики выполняют задание.

Работа с тестом Проверь себя

Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме, выполняя тест

Ученики выполняют задание.

 

                                                               4. Проверка самостоятельной работы.

 

 

Предлагает проверить правильность выполнения теста

Проверяют правильность выполнения теста

 

                    5.Постановка домашнего задания.

 

 

Презентация

Слайд №1 5

Творческий проект

«Жизнь насекомых»

Записывают домашнее задание.

 

         6.Подведение итогов урока

 

 

Комментирует оценки за урок

Выставляют оценки в дневник, подают на подпись учителю.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz