Читнаева Людмила Николаевна Учитель биологии

 МОУ СОШ № 17 г.Чебоксары

Естествознание

Презентация "Облака, айсберги, океаны"

Презентация "Земля - космическое тело природы"

Презентация "Космические тела природы"

   

Земля – космическое тело природы

 

Цель: изучить внутреннее строение Земли и её внешние оболочки(литосферу, атмосферу,

            гидросферу)

Задачи:

1.      Уметь использовать материалы учебника

2.      Самостоятельно работать с различными источниками информации.

3.      Совершать логические операции: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

4.      Оформлять результаты мыслительных операций в форме схем, конспектов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды, распечатки с текстом,

                           физическая карта России, рисунки, учебник.

Форма урока: комбинированная

 

I.                   Организационный момент.

II.                Повторение домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что вы узнали нового?

Как вы усвоили тему мы узнаем по  результатам диктанта.

Распределите утверждения по космическим телам природы

 

Диктант «Космические тела природы»

1 вариант

Земля

Луна

Солнце

Кометы

Галактика

Метеориты

 

1.      Центр Солнечной системы.

2.      Млечный Путь.

3.      Имеется ядро и «хвост».

4.      Спутник Земли.

5.      Температура на поверхности +6000 ° С.

6.      Где существует жизнь?

7.      Обломки небесных тел, достигающие поверхности Земли.

8.      Ближайшая к Земле Звезда.

9.      Самое близкое к Земле небесное тело.

 

 

Диктант «Космические тела природы»

2 вариант

Земля

Луна

Солнце

Кометы

Галактика

Метеориты

 

1. Имеет единственный спутник.

2. Самое близкое к Земле небесное тело.

3. Раскалённое небесное тело, излучающее свет.

4. Ближайшая к Земле звезда.

5. Каменные и железные космические тела, образовавшиеся из обломков комет и астероидов.

7. Излучает свет.

8. Гигантские скопления звёзд.

9. Обломки метеоритов, достигающие поверхности Земли.

10. Имеется ядро и хвост.

 

 

 

Взаимопроверка тетрадей, выставление оценок.

Кто выполнил на «5», «4», «3»? Поднимите руку.

 

II. Изучение нового материала

             

     1.Образование земной коры   

Земля – сравнительно небольшая планета, имеющая диаметр около 12740 км. Поверхность Земли – это океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги.

С голубым небом, белыми облаками и зелёным ковром растений наша планета необычайно красива. Но не всегда Земля была такой. Учёные предполагают, что Земля образовалась из холодного газо-пылевого облака.  Более 4-5 млрд. лет назад – наша ещё очень молодая планета была мало похожа на современную: температура на её поверхности была очень высокой (до 8000° С.), все слагающие планету породы были расплавлены.  Даже диаметр Земли был меньше, чем сейчас, и полный оборот вокруг своей оси она совершала за 18 часов, а не за 24 часа как сейчас.

            Поверхность планеты непрерывно бомбардировали метеориты, в том числе и очень крупные( диаметр несколько сотен км).

             Вспомните, что такое метеорит?

(каменные и железные космические тела, образовавшиеся из обломков комет и астероидов).

Чем крупнее были метеориты, тем сильнее разогревалась земная кора.

              На нашей планете извергались вуланы, шипел пар и ревели ураганные ветры.

              Постепенно Земля остывала, на её поверхности образовалась тонкая и твёрдая корка, но раскалённая изнутри планета разрывала эту корку и «выплёскивала» на поверхность огромное количество расплавленной, медленно застывшей магмы.

              М агма (греч. «густая мазь») - расплавленное вещество, идущее из недр Земли.

Так в верхней оболочке Земли – земной коре- образовались древнейшие горные породы.

Земная кора – твёрдая, верхняя оболочка Земли, толщиной от 5 до 75 км.

    Что следует понимать под горными породами?

(горные породы состоят из минералов и образуют земную кору)

 

Горные породы и минералы, которые использует человек в хозяйственной деятельности, называют полезными ископаемыми.

 

Полезные ископаемые

 

Горючие                                                       Рудные                                     Нерудные

 

Каменный уголь                                     Железная руда                               Гипс

Нефть                                                       Медная руда                                  Слюда

Природный газ                                        Алюминиевая руда                       Каменная соль

 

Домашнее задание: 1 вариант   готовит сообщения   о полезных ископаемых.  

 

Обратите внимание на вывод в учебнике на стр.76( красный треугольник).

Прочитайте его

 

2.Внутреннее строение Земли.

Рассмотрим внутреннее строение Земли.

           В результате сложных процессов, происходящих на нашей планете, более тяжёлые вещества опускались вниз, лёгкие поднимались вверх. В результате сформировалось ядро планеты, покрывающая его мантия и наружные оболочки.

 

Внутреннее строение Земли =  ядро + мантия + земная кора.

 

А) Ядро Земли

      В центре Земли расположено ядро. Ядро Земли делится на 2 слоя:

внутреннее ядро – твёрдое и

внешнее ядро – жидкое, которое находится в расплавленном состоянии.

Температура центра ядра+5000 - +6000 ° С.

Учёные предполагают, что ядро состоит в основном из железа и никеля.

 

Ядро Земли = внутреннее + внешнее

(твёрдое)         (жидкое)

 

Температура ядра = 6000 ° С

Состав ядра = железо + никель

 

Между земной корой и ядром существует оболочка – мантия.

В переводе с латинского означает «покрывало». Толщина мантии 2900 км.

Температура +2000 - + 2500 ° С.

Вещество мантии из-за большого давления находится в твёрдом состоянии . средний слой мантии немного размягчён, а внутренний и наружный слои находятся в твёрдом состоянии.

Рассмотрите рис 72 «Строение Земли» на стр. 76.

 

Мантия = твёрдый слой + размягчённый слой + твёрдый слой

Температура +2000 - + 2500 ° С.

 

Б) Оболочки Земли

1.Литосфера

Земная кора и верхняя часть мантии образует твёрдую оболочку Земли – литосферу.

Литос (греч.)– камень, сфера – шар.

Толщина литосферы- 50-250 км.

Литосфера- твёрдая оболочка Земли, толщиной 50-250 км.

 

Различные неровности, большие и малые впадины и возвышения определяют рельеф планеты – горы и равнины.

Поверхность планеты покрывает почвенный слой, толщиной от несколько см. до 1-3 м.

2.Атмосфера

Мы живём на дне воздушного океана. Эта воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Атмосфера в переводе с греческого: атмо - воздух, сфера – шар.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли, толщиной 3000 км.

Нижней границей атмосферы является земная поверхность, хотя воздух содержится и в трещинах горных пород, и в воде.

Воздушная оболочка постепенно переходит в околоземное космическое пространство.

 

Разберём состав атмосферы.

Состав атмосферы.

Атмосфера представляет собой газовую смесь.

 

 состав газов атмосферы:

азот – 78 %

кислород – 21 %

углекислый газ – 0, 03 %

аргон – 0, 93 %

другие газы (озон, гелий, водород)

 

В атмосфере находятся водяные пары, которые составляют 3-4% от всего объема воздуха.

Кроме газов в атмосфере содержатся твердые частицы, поступающие с поверхности Земли и из Космоса.

Наибольшее значение имеют три атмосферных газа: кислород, углекислый газ, азот.

 

Строение атмосферы. Этот вопрос изучит 1 ряд

Значение атмосферы изучит 2 ряд.

Загрязнение атмосферы 3 ряд.

 

3. Гидросфера

Гидро - вода

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Вода занимает ?  поверхности Земли.

. Гидросфера = Мировой океан         +       воды суши       +      вода в атмосфере

                                                                (реки, озёра, ледники,        (водяной пар,

                                                                 подземные воды)               капельки воды,

                                                                                                              кристаллики льда)

Состав гидросферы рассмотрен на стр. 78 учебника.

Состав гидросферы

 


 

Солёная вода морей и океанов                                                                Пресная вода

97, 2 %                                                                                                                  2, 8 %

                                                                   Подземные воды 0, 6%

                                                                         Влага атмосферы 0, 001 %

                                                        Ледники 2, 14 %

                                                                                          Поверхностные воды 0, 001 %

Вода в живых организмах 0, 0001 %

 

Т. к. вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

 

Сообщение учащегося «Мировой круговорот воды»

        

Сообщение учащегося  «Как человек использует Мировой океан

 

Использование вод Мирового океана

  1. Среда обитания для растений и животных

(водоросли, медузы, кит, крабы,устрицы)  

  1. Поставщик влаги (облака переносят осадки на сушу)
  2. Согревает планету(остывая, он отдаёт тепло атмосфере)
  3. Источник морепродуктов(рыба, крабы, устрицы, водоросли)
  4. Целебные свойства
  5. Зона отдыха
  6. Источник полезных ископаемых
  7. Сырьё для промышленности( из мелкой рыбы – клей, костную муку; кожа крупных рыб – в кожевенной промышленности; из водорослей – лекарства, красители, крахмал, бумагу; получение поваренной соли)

 

Сообщение учащегося  «Использование пресной воды»

 

 

Использование пресной воды

  1. Приготовление пищи, питья.
  2. Бытовые нужды: поддержание чистоты тела, одежды, чистоты зданий и улиц
  3. Зона отдыха
  4. Обогревание воздуха(переносит тепло по трубам)
  5. Движение транспорта
  6. В промышленности:

а) растворение красок

б)крашение тканей и кожи

в)изготовление бумаги, мыла

7. В сельском хозяйстве(полив растений, прорастание семян)

8. Терморегуляция организма(испарение)

 

 

 

Сообщение учащегося  «Значение воды в природе

 

Вывод на стр 78.

III.Домашнее задание

 

Стр. 75-78,

Творческое задание

1 вариант. Сообщения, рефераты о полезных ископаемых.

2.вариант. Сообщения о загрязнение атмосферы.

3.вариант.Сообщения о загрязнениях гидросферы.

4.вариант. Найти в художественной литературе описания гор, океанов, рек, озёр, водопадов

                    в стихах и прозе.

5.вариант.Выписать народные приметы, с помощью которых можно предсказать погоду.

6.вариант. Нарисовать схему круговорота воды.

 

 

Рефлексия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz